История шубы  

Само слово «шуба« заимствовано из арабского языка. Но по-арабски оно звучит несколько иначе - «джубба» - и означает вовсе не предмет гардероба из шкуры животного, а верхнюю шерстяную одежду с рукавами. И действительно, зачем арабу шуба?
А вот в Древнем Китае шубы были очень популярны. Особенно на севере, где шились шубы из козьего, обезьяньего или собачьего меха. А самым роскошным мехом считался каракуль. Шубы китайской знати были легкими и, как ни странно, играли роль «поддевок»: поверх них носились расшитые шелковые халаты.
Средневековые европейцы предпочитали шубы с рукавами «клеш», спадающими до земли. Эти мешковатые теплые одеяния были сплошь расшиты популярными изречениями в лубочном стиле, а иногда даже нотами любимых мелодий. Со временем они стали короче и перешли в ранг спецодежды - для путешественников и глашатаев, проводящих изрядное количество времени на открытом воздухе.
У наших предков - восточных славян - шуба была непременной составляющей гардероба. Простолюдины носили кожухи - шубы из 8-9 дубленых овчин длиной до пят, со стоячим или отложным воротником. А так же дохи из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу. И, наконец, тулупы, просторные и длинные, с мехом внутри и большим меховым воротником.
Элита - цари и бояре - предпочитали настоящие пушистые шубы до пят, и в мороз таких шуб на каждом бывало надето аж по три, четыре или даже по пять штук.
Из шкур собирали большие листы и в таком виде продавали. А портные работали с этими листами, как с обычной тканью. Спрос на мех был колоссальный. Например, Изабелла Баварская для своих нарядов использовала больше пятнадцати тысяч шкур. Меховой промысел и торговля были четко отлаженной системой.
Русский мех имел долгую историю еще до того, как он стал неотъемлемой частью мирового рынка меха. Старинные русичи использовали меха в своем хозяйстве - это и теплая одежда в холодные зимы, и мягкое ложе для сна. Мех в Древней Руси был важной составной экономической деятельности: шкуры соболя, куницы, бобра и других пушных зверей играли роль денежной единицы. Мехом можно было расплатиться за любой товар, обучение, церковную службу. Шкурами взимали торговые и таможенные пошлины, штрафы, подати.
Известны факты русской истории, когда ценные меха служили установленной формой сбора дани. Так, например, в 883 году завоеватель "Вещий Олег" обложил древлянскую знать данью по "чёрной куничей" с дома.
Еще одна важная ипостась существования меха на Руси - это подарок. Князья и вельможи дарили ценные меха за "благие деяния". Мех всегда был одним из лучших подарков. В торжественные и праздничные дни мехом и меховыми изделиями - шубами, шапками - одаривали членов княжеских семей, священников, знатных гостей, послов иностранных государств. Ценность меха была настолько велика, что купцы и вельможи передавали их по наследству из поколения в поколение. Мех был одной из важнейших составных приданого богатых невест.
В Х-ХI столетиях мех становится для русичей важным элементом торговли с соседними странами. Причем, торговлей мехом занимались не только купцы, но и бояре с князьями. В этот период Киевская Русь активно торгует мехом со странами Востока и с Византией. За два следующих века купцы проложили торговые пути и в страны Западной Европы.
Основной товар средневековья - куницы, бобры, волки, лисицы, белки, зайцы. Причем, торговля шла преимущественно мехом, привезенным из территорий, которые принадлежат ныне современным Украине и Беларуси.
В XV-XVI столетиях русский мех, привезенный из Московии, благодаря украинским и польским купцам приобретает популярность в Молдавии, Валахии, на Балканском полуострове, в Турции, Италии, Нидерландах - именно как "московские меха".
Славе меховой империи содействовало освоение Сибири, сказочно богатой ценными видами пушных зверей. Присоединение к России этого соболиного рая помогло в XVII столетии укрепить позиции Московии на мировых рынках меха и сделать "мягкий скарб" визитной карточкой торговой России, а самую Россию - наибольшим поставщиком меха. Эту роль Русское государство сохранило вплоть до конца XIX столетия, когда к нему на мировом рынке меха присоединились США и Канада.
На развитие меховой моды в XX веке повлияло появление автомобилей. Прогулки в открытых авто требовали теплой и шикарной одежды. В моду вошли длинношерстные меха - традиционная лиса, а вместе с ней появились и новые - горный козел, медведь, енот и волк. Из козла шили и детские шубки. В конце 60-х вместе с афганскими вышитыми дубленками в моду вошли полушубки из козла и монгольской ламы. В середине 90-х, когда роскошь была не в чести, итальянская меховая компания Marni сделала ставку на недорогие меха и для молодежных моделей стала обрабатывать козла. В последнее время дизайнеры все чаще обращаются к этому меху. Для зимы 1998-1999 Карл Лагерфельд в коллекции Fendi представил короткие пальто из кашемира с вытянутыми "перышками" козлиного меха. В 2000 году Александр Маккуин предложил костюмы с рукавами-буфами из горного козла.
В ХХ веке отношение к меху изменилось, впрочем, как и ко многому другому. «Венера в мехах» - знаменитый роман Леопольда фон Захера-Мазоха, с той поры к меху навечно прикрепилось понятие «сексуальный». Считалось, что меха делают человека похожим на зверя, излишне страстным, излишне легкомысленным, излишне плотским, если хотите. И потому закутавшаяся в шубку женщина мгновенно превращалась в соблазнительную вампиршу с темными кругами под глазами и кроваво-алыми губами...
В те времена шубы шились по щиколотку, крой был ровный, талию никак не подчеркивали, в отличие, кстати, от плеч. Носили и норку, и лису, и, уже не особо артачась, вполне удовлетворялись кроликом. Но особым - бальным - шиком были серебристые шиншилловые шубы, под которыми скрывались узкие платья, расшитые стеклярусом, или парадные фраки с атласными лацканами...
В военные годы появились каракулевые и цигейковые шубы с погонами и манжетами на металлических пуговицах, подпоясанные широкими, как бы «армейскими», ремнями.
Ну а после войны меха предстали во всем блеске и разнообразии: в 1950-е годы особой популярностью стали пользоваться рыжие и белоснежные меха: белка, лиса, песец... Поскромнее вели себя 1960-е: все носили кожаные лакированные пальто, отороченные мехом. 1970-е пестрили этническими мотивами. 1980-е отдохнули на «скромных» леопардовых пятнах - лишь затем, чтобы позволить 1990-м разразиться всеми возможными сочетаниями и перетечь в ХХI век, неся, как знамя, многофактурность и экологичность.
Теперь, когда границы стилей размываются, позволено все. И потому становится возможным сшивать в единое целое яркие полоски шкур кошачьих и мягкие пастельные «клинышки» - непарнокопытных, примиряя охотников и жертв на лояльном к любым вкусам подиуме.
Что же до экологичности, то сейчас она понимается весьма своеобразно. Мы возвращаемся к тем самым «диким» шкурам, с которых начали, и потому швы перестают быть чем-то интимным, они выворачиваются «налицо». При этом подол становится неровным и «рваным», как и рукава, и края бортов. Все это пережимается поясом, и вот уже пещерный житель готов к ежедневной давке в метро.
Новейшие способы обработки меха позволяют шить двухсторонние шубы - меховые снаружи и внутри. А сам мех нынче стрижется - под тканевую фактуру, под мохер - и даже выщипывается...
Что касается цвета, то нынче вошли в обиход натуральные шубы самых невероятных цветов, включая ярко-синий, ядовито-зеленый или «кислотный» розовый.
Но есть и другой способ создать вещь яркую и современную - игра с разнофактурными мехами пестрых природных окрасов - бурундук, хомяк, ондатра, колонок, белка всех видов... Норка может сочетаться с африканской лисой, а енот или рысь - с соболем. Более того, сегодня мех вполне совместим и с тканями - велюром, трикотажем, атласом и замшей.
И, наконец, снова вошли в моду демократичный, когда-то с презрением отставленный кролик - «под шиншиллу», бобер, козлик и даже крот.
Бесспорными лидерами движения за обновление и усовершенствование меха являются Saga Furs Scandinavia, Fendi и Blackglama.


ГЛАВНАЯ
ПРО МЕНЯ
МОДЕЛИ
УХОД ЗА МЕХОМ
КОНТАКТЫ



Сайт создан в системе uCoz